27 и 28 февраля министр иностранных дел РФ Сергей Лавров находился с визитом в Баку, где состоялись переговоры с президентом страны Ильхамом Алиевым и главой МИД Джейхуном Байрамовым.
Поездка министра РФ приурочена к годовщине подписания Декларации о союзническом взаимодействии, в ходе переговоров был рассмотрен весь комплекс вопросов российско-азербайджанских отношений, актуальные региональные и международные проблемы, особое внимание было уделено ходу реализации трехсторонних договоренностей лидеров России, Азербайджана и Армении, сообщили в МИД РФ.
Визит Сергея Лаврова прокомментировал директор Института экономики, менеджмента и бизнеса, доктор наук, профессор Эльшад Мамедов.
— 27 и 28 февраля министр иностранных дел России Сергей Лавров находился с визитом в Баку. Что главного можно выделить и как в целом оценить итоги его визита?
— Я думаю, что импульс этому визиту и тому, что происходило в его рамках, дал глава нашего государства Ильхам Алиев. Он во время приёма господина Лаврова сделал, на мой взгляд, весьма важное заявление о том, что Россия как сосед, друг и союзник Азербайджана играет очень важную роль. Это касается в первую очередь, как я понял, урегулирования отношений с Арменией. И на мой взгляд, имея в виду важность урегулирования отношений с Арменией для Азербайджана и в целом для региона — это уже является фактором и фактом высокого признания, высокого значения, которое придаёт Азербайджан и его руководство деятельности российского внешнеполитического ведомства и в целом позиции Российской Федерации и главы российского государства в направлении урегулировании ситуации на Южном Кавказе в целом. Потому что армяно-азербайджанский конфликт, конечно, серьёзная угроза для стабильности развития Южного Кавказа. Я думаю, что это заявление главы государства подчеркивает значимость и необходимость политики, которая реализуется Российской Федерацией по формированию пояса стабильности на регионе Южного Кавказа.
— В феврале исполнился год со дня подписания декларации о союзническом взаимодействии между Азербайджаном и Россией. Какие главные результаты ее появления за прошедший год Вы можете выделить?
— Я думаю, что этот год нужно охарактеризовать, безусловно, как год усиления взаимоотношений, укрепления связей как на экспертном уровне, так и на уровне соответствующих структур власти Азербайджана и России. Не лишним будет упомянуть, что на экспертном научно-аналитическом уровне был проведен целый ряд мероприятий. В том числе мероприятия, в которых я сам лично участвовал. Я считаю, что формат таких мероприятий и вовлеченность представителей соответствующих органов власти, представителей научно-экспертного сообщества, их ранг позволяет говорить о том, что на самом высоком уровне придаётся большое значение укреплению союзнических взаимоотношений между нашими странами. Я считаю, что мы вышли из формата стратегического партнерства в формат союзничества, и это очень важно. Как эксперт, я на следующий вопрос международной повестки долгие годы не высказывал позицию о том, что стратегическое партнерство — это не тот формат, который востребован для российско-азербайджанских отношений. Я считаю, что мы должны быть в формате союзников. Это запрос есть и в международной повестке, и, на мой взгляд, политическая воля глав наших государств способствовала тому, что отношения вышли на новый уровень. В течение этого года были очень тесные контакты на уровне глав государств, на уровне внешнеполитических ведомств наших стран и на экспертно-аналитическом уровне мы реализуем соответствующую повестку. Только 21 февраля мы провели крупное международное мероприятие с участием представителей не только Азербайджана, кстати говоря, и России, но и других стран региона. Я думаю, что мы должны реализовывать общую повестку, направленную на укрепление прежде всего экономических интеграционных связей, гуманитарного сотрудничества, культурного сотрудничества, сотрудничества в образовательной и научной сферах, ну и политический факт должен быть учтен. Я думаю, что Азербайджан и Россия должны быть полноценными союзниками, тем более учитывая непростые времена как с точки зрения геополитики, так и в плане тех процессов, которые происходят в мировой экономике.
— Какие прогнозы Вы можете дать по дальнейшему развитию российско-азербайджанских отношений?
— Я думаю, что главы государств задают тон в укреплении взаимосвязей между Азербайджаном и Россией. Но вместе с тем имеются, как я считаю, проблемы и в экспертном сообществе, средствах массовой информации. К сожалению, влияние нерегиональных центров на общественное мнение пока еще в наших странах существенно — это тормозит укрепление и развитие наших отношений. Мы видим, что в определённых направлениях, даже в органах власти и в парламентах, и в исполнительных структурах, к сожалению, есть силы и люди, которые мешают укреплению нашего сотрудничества. Поэтому я считаю, что эта проблема касается и России, и Азербайджана. На мой взгляд, основным направлением, с точки зрения развития двусторонней повестки, должно быть направление, связанное с укреплением позитивных факторов в отношениях между нашими странами. Имеется и исторический опыт наших отношений — позитивный и благоприятный, имеются и позитивные на нынешнем этапе предпосылки для развития отношений между нашими странами — это политическая воля руководителей наших стран. Я думаю, что экспертное сообщество и средства массовой информации должны работать именно в позитивном ключе. Вот это очень важный момент, который, как я считаю, должен сыграть свою позитивную и стимулирующую роль в укреплении отношений между Азербайджаном и Россией.
— Как Вы оцениваете роль России в организации переговоров между Азербайджаном и Арменией?
— Как я уже отметил в ходе одного из ответов на предыдущие вопросы, глава Азербайджана дал четкую и ясную оценку роли России. Это не в первый раз, кстати говоря; фактически при модерировании России нам удалось выйти на соответствующие соглашения, на заявление руководителей трёх стран от ноября 2020 года, по результатам которого было достигнуто прекращение огня. И Россия, безусловно, с одной стороны, несет ответственность за мирные переговоры, за урегулирование ситуации на Южном Кавказе. С другой — мы видим, что без России реализовывать мирные инициативы в регионе, как я считаю, не представляется в целом возможным. Поэтому я думаю, что позиция Российской Федерации должна быть сохранена. В целом наш регион впервые, как я считаю, получил реальную возможность для позиционирования в качестве региона стабильности и развития. Потому что тридцать лет конфликтов, межнациональных конфликтов, блокирования транспортно-логистических, коммуникационных артерий привели наш регион к крайне сложному экономическому и политическому состоянию. Сегодня мы должны воспользоваться новыми реалиями и развивать позитивную повестку, и для этого есть все предпосылки.
По материалам: Джейран Медия